Site icon Outskirts of Kremenchug

Gugnin Nikolai Pavlovich

Гугнін Микола Павлович льотчик герой радянського союзу

20.07.1916 — 7.12.1987г.г.

Штурман 122-го истребительного авиационного полка 351-й истребительной авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, майор.
Родился в селе Фащевка Грязинского района Липецкой области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1940 года. Окончил Воронежский авиационный техникум.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Егорьевскую военно-авиационную школу лётчиков. В боях Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах.
К середине февраля 1942 года совершил 27 боевых вылетов, прикрывая штурмовики и бомбардировщики. В марте 1942 года Н.П. Гугнин принимает под командование звено истребителей и прикалывает в петлицы первые “кубари” младшего лейтенанта. Молодой лётчик тщательно анализирует каждый вылет. Он всякий раз обдумывает несколько вариантов своих действий в воздушном поединке, стремится понять, какой из них мог бы стать оптимальным. Приняв командование звеном, Н.П. Гугнин не уставал проводить такие разборки и с подчинёнными.

Летом 1942 года на Западном фронте командир звена младший лейтенант Н.П. Гугнин получил задание прикрыть от налёта вражеской авиации наши сухопутные войска в районе города Сухиничи. К железнодорожному узлу приближалась большая группа “Юнкерсов” в сопровождении “Мессершмиттов”. Н.П. Гугнин поднял звено по тревоге и повёл его навстречу противнику. Наши истребители стремительно ворвались во вражеский строй. “Юнкерсы” в панике заметались, начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стараясь выйти из-под огня наших истребителей.
С первой же атаки Н.П. Гугнин сбил головной “Юнкерс”. Видимо, очередь прошила топливные баки. Вражеский самолёт мгновенно взорвался. Н.П. Гугнин устремился за вторым бомбардировщиком и меткой очередью поджёг его. “Юнкерс” врезался в землю. Один за другим падали вражеские самолёты, оставляя за собой чёрные шлейфы дыма. Пятый, шестой, седьмой. Воздушный бой прекратился так же внезапно, как и начался. Отважные соколы сорвали налёт вражеских бомбардировщиков на железнодорожный узел, сбили 7 самолётов противника.


Потом были новые бои. Ещё более ожесточённые. Звену истребителей Н.П. Гугнина иногда приходилось производить по 3-4 боевых вылета в день. Каждый лётчик твёрдо придерживался выведенного в боях закона: осмотрительность, взаимовыручка. В 1942 году, Н.П. Гугнин в одном из воздушных боёв, рискуя собой, спас жизнь командиру – подполковнику Ф.И. Шинкаренко.
Дело было так. В хвост самолёта Ф.И. Шинкаренко пристроился “Мессер” и уже приготовился к атаке. Н.П. Гугнин, увидев это, прибавил газ, произвёл неожиданный маневр и точной очередью сбил “Мессер” и сразу же атаковал второго. Тот попытался увернуться, но поздно — по его мотору уже хлестала раскалённая очередь пулемёта. Словно споткнувшись, Ме-109 задымил и пошёл к земле. Две победы за две минуты так вдохновили наших лётчиков, что они, почти не имея боеприпасов, начали смело атаковать напавших на них истребителей врага. И те, несмотря на превосходство, дрогнули, смешались и ушли.
От вылета к вылету крепло боевое мастерство Н.П. Гугнина. Он смело водил в бой своих подчинённых. В мае 1942 года, его назначили уже заместителем командира эскадрильи. Ещё через месяц Н.П. Гугнин получает звание лейтенант.

7 Августа 1942 года, очередной воздушный бой. Батальонный комиссар расстрелял весь боезапас. Немцы это сразу поняли и начали за ним охоту. Н.П. Гугнин, можно сказать, собой прикрыл комиссара. Сопровождал его до приземления на аэродроме. А Ме-109, тем временем, переключились на ведомого. Н.П. Гугнин делает боевой разворот и в упор одного из них сбивает. Но на хвосте у него ещё два Ме-109. Лётчик делает “горку”, переворот и кидается в лобовую атаку.
В октябре 1942 года Н.П. Гугнин назначается на должность командира авиационной истребительной эскадрильи, а через месяц получает воинское звание старший лейтенант.
В начале 1943 года эскадрилья Н.П. Гугнина получает почётное право первой в полку переучиваться на новую технику – истребитель Як-7. Только в феврале 1943 года, быстро освоив новую технику, эскадрилья провела 29 успешных штурмовок, в которых было уничтожено 5 танков, 10 повозок с боеприпасами, 150 солдат и офицеров противника. В 9-ти воздушных боях Н.П. Гугнин лично сбивает 3 вражеских самолёта и ещё 2 в составе группы. 3 мая ему присвоено звание капитан.
Особенно отличился Н.П. Гугнин в июле 1943 года, одержав в воздушных боях несколько побед. Однажды его группа, вылетев на сопровождение Ил-2, встретила 14 истребителей FW-190. Бой был исключительно трудным, но потерь ни истребители, ни штурмовики не понесли. Один же из “Фоккеров”, сражённый его меткой очередью, упал на землю.


16 июля 1943 года Н.П. Гугнин выполнил 7 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв и уничтожил 3 самолёта врага. Уравновешенный и скромный Н.П. Гугнин считался лучшим командиром эскадрильи в полку. Его ведомые умело перенимали опыт и хорошо дрались в воздухе.
В конце 1943 года Н.П. Гугнин принимает должность штурмана полка. Н.П. Гугнин наполняет эту работу творческой выдумкой, рождая на штурманских картах хитроумные комбинаци.
Только за 16 июля 1944 года они провели 14 воздушных боёв, сбили 23 вражеских самолёта. В этот же день, сопровождая штурмовиков в районе Радехова, 8 наших истребителей во главе со старшим лейтенантом Н.П. Гугниным встретила воздушного противника. Немецкие лётчики прибегли к хитрости. Пара FW-190 в качестве “приманки” подошла к нашим самолётам сверху. В это время ещё 6 “Фоккеров” попытались незаметно подкрасться к штурмовикам снизу.
Н.П. Гугнин разгадал замысел противника. Одному звену он приказал атаковать нижнюю шестёрку с тем, чтобы сковать истребителей врага и не допустить их до штурмовиков. Второе звено атаковало верхнюю пару. Не потеряв ни одного самолёта, наши лётчики сбили 4 истребителя противника. А штурмовики, надёжно прикрытые группой Н.П. Гугнина, успешно выполнили боевую задачу”.
Ноябрь 1944 года. В разгаре одна из крупнейших операций Великой Отечественной войны – Будапештская. Стремясь во что бы то ни стало не допустить подхода советских войск к юго-восточным границам Германии, противник перебросил в Венгрию большое количество пехоты, танков, авиации и другой боевой техники. Немецкие войска продолжали яростно контратаковать на земле и в воздухе. Но ничто не могло изменить развитие боевых событий.
Храбро и искусно сражался с врагом в воздухе Н.П. Гугнин. Сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, разведка в глубоком тылу противника – таков далеко не полный перечень ратных дел Н.П. Гугнина и его однополчан в те грозные дни.

[page]
16 ноября 1944 года четвёрка “Яков” во главе с Н.П. Гугниным получила приказ сопровождать до цели и обратно шестёрку Ил-2. На маршруте наша группа встретила 22 неприятельских истребителя. Н.П. Гугнин принял решение атаковать врага.
Набрав высоту, Н.П. Гугнин на максимальной скорости атаковал ведущего и сбил его. Строй вражеских машин распался. Этим тут же воспользовались лётчики нашего звена. Их атаки были настолько внезапными и стремительными, что противник, потеряв 6 самолётов, в панике убрался восвояси. Наши истребители потерь не имели, а штурмовики отлично выполнили боевое задание – нанесли мощный удар по узлу сопротивления в районе города Сольнок.
На следующий день, 17 ноября 1944 года, майор Н.П. Гугнин был ведущим четвёрки Як-1. И опять он смело вступает в бой. В ходе завязавшейся воздушной схватки лётчики его группы сбили 4 вражеские машины.

Н.П. Гугнин участвовал в боях под Москвой, в освобождении Орла, Брянска, Полтавы, Киева, Житомира, Винницы, Львова, Бухареста, Будапешта, Вены. Последний боевой вылет отважный лётчик произвёл 8 мая 1945 года на штурмовку вражеских войск в районе Вены.
Всего за годы войны Н.П. Гугнин совершил 260 успешных боевых вылетов, в том числе 157 – на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 75 – на дальнюю разведку в глубокий тыл врага, 28 – на штурмовку противника. В 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы – 4 вражеских самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Николаю Павловичу Гугнину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№ 9131).
После окончания Великой Отечественной войны Н.П. Гугнин длительное время продолжал службу в ВВС, передавая богатый фронтовой опыт молодой смене авиаторов. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Получив звание подполковник, он, как боевой лётчик, обладающий огромным практическим опытом, был назначен на должность старшего инспектора-лётчика Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. А уже через 3 года – стал старшим инспектором-лётчиком истребительной авиации при Главной инспекции Министерства обороны СССР.


В июне 1960 года полковник Н.П. Гугнин в связи со значительным сокращением Вооруженных Сил СССР увольняется в запас и переходит на работу в Гражданскую авиацию. Заочно заканчивает Украинский политехнический институт по специальности “Технология машиностроения”. С 1962 года работал преподавателем в Кременчугском лётном училище гражданской авиации, позже был начальником учебно-лётного отдела училища.
Н.П. Гугнин принимал активное участие в военно-патриотическом воспитании молодёжи, часто выступал перед курсантами, школьниками, студентами, трудящимися города, рассказывая им о славных боевых делах лётчиков-фронтовиков. Жил в городе Кременчуг Полтавской области. Скончался 7 декабря 1987 года.

Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Ордена , медали, звезда Героя украдены из квартиры вдовы. Преступники не найдены.

Автор А.Бышенко

 

Если Вы , желаете помочь в создании музея финансово или личным участием, хотите участвовать в поисково-исследовательской работе,  располагаете какой –либо информацией о выпускниках довоенного аэроклуба, о летчиках имеющих отношение к Кременчугу, хотите передать в качестве экспонатов любые предметы имеющие отношение к авиации 

ЗВОНИТЕ: 050-757-90-93

Exit mobile version