Герой Советского Союза, полковник
Награды: Золотая Звезда Героя Советского Союза, орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” III степени
Родился 8 апреля 1919 года в Елецком районе Липецкой области, в крестьянской семье.
В 1938 году Гавриил окончил Елецкое педагогическое училище. Год проработал учителем физики и математики в средних классах. В сентябре 1939 года призван в армию и зачислен курсантом Харьковского военного училища штурманов. В связи с началом советско-финляндской войны состоялся ускоренный выпуск. В 1940 году Елецких получает назначение летнабом в 225й бомбардировочный авиаполк 17й бомбардировочной авиадивизии Киевского Особого военного округа.
В Великой Отечественной войне участвовал с 22 июня 1941 по 30 апреля 1945 года. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м и 1-м Украинских фронтах. Боевой путь летнаба – авиационного разведчика Г.Н. Елецких сначала проходил от Львова до Сталинграда, а затем назад – от Сталинграда до Кракова.
На смену устаревшим самолетам СБ в авиационные части вскоре поступили новые Пе-2. Елецких направляют в Липецк для переучивания. Освоив новый бомбардировщик, Гавриил Никифорович назначается в 506й бомбардировочный авиационный полк под Харьковом. Этот полк поддерживал там наши войска, бомбил переправы немецких войск на Днепре.
В конце 1941 года в полк поступили самолеты Пе-3. Елецких становится летчиком-разведчиком. Вся его дальнейшая боевая деятельность и послевоенная служба связаны с разведывательной авиацией.
В один из дней Гавриил Елецких вместе с летчиком Петром Рожковым вели разведку по маршруту Харьков, Киев, Белая Церковь, Умань, Черкассы, Кременчуг. В районе Кременчуга самолет попал под плотный огонь зенитной артиллерии. Загорелся правый мотор, скорость полета быстро уменьшалась, упала высота.
Командир корабля П. Рожков предложил прыгать. “Посмотрел я на полетную карту, – вспоминает Елецких, – и вижу: до линии фронта еще идти более 150 км. И сказал командиру:
– Куда прыгать? Нам придется топать и топать. Так что тяни!
– До своей территории не дотянем, собьют истребители, – возразил П. Рожков”.
И все-таки самолет еще пролетел несколько десятков километров и сел, как говорят летчики, “на пузо”.
Вскоре перед полком встала новая и не менее сложная задача – прикрывать войска Юго-Западного фронта, проводящие наступательную операцию под Харьковом. В одном из полетов загорелся правый мотор, но экипаж Пе-3 продолжал отбиваться от наседавших Ме-109. Пока командир экипажа резким маневром сбивал пламя, разведчик-штурман Елецких вел прицельный огонь по фашистским истребителям. Вдруг Пе-3 вошел в пике. Только совместными усилиями летчика и штурмана удалось вывести машину в горизонтальный полет. На большой скорости самолет, не выпустив шасси, приземлился на мокрый луг. Едва летчики отбежали от него, как взорвался бензобак.
В феврале 1944 года Гавриилу Никифоровичу Елецких было присвоено звание Героя Советского Союза – так были оценены его 167 боевых вылетов. А всего до конца войны он совершил 212 боевых вылетов. После окончания войны Г. Н. Елецких учится в Военно-воздушной академии, которую оканчивает в 1949 году с золотой медалью. Потом служил начальником штаба бомбардировочного авиаполка в Липецке. В 1953 году он поступил в адъюнктуру Военно-воздушной академии. После ее окончания и защиты диссертации остается в академии преподавателем, а затем старшим преподавателем. Ему присваивается воинское звание полковника и ученое звание доцента.
В 1979 году Гавриил Никифорович уволился из Вооруженных Сил. Г. Н. Елецких – член Совета Клуба авиаторов, ведет активную работу среди молодежи Щелковского района Московской области. Выступления боевого летчика профессиональны, доходчивы и оказывают на молодежь большое воспитательное воздействие.
Награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” III степени, многими медалями; имеет награды иностранных государств.
Если Вы , желаете помочь в создании музея финансово или личным участием, хотите участвовать в поисково-исследовательской работе, располагаете какой –либо информацией о выпускниках довоенного аэроклуба, о летчиках имеющих отношение к Кременчугу, хотите передать в качестве экспонатов любые предметы имеющие отношение к авиации
ЗВОНИТЕ: 050-757-90-93