Site icon Околиці Кременчука

Рецензія на статтю «У жовтні сорок третього… Форсування Дніпра»

Рецензия на статью «В октябре сорок третьего ... Форсирование Днепра»
Автор:

Джокер!… Липовый.

Давно собирался написать рецензию на работу Сергеева Виктора Юрьевича  

«В октябре сорок третьего … »

(Малоизвестная страница освобождения кременчугчины от немецко-фашистских захватчиков)

Эта статья была опубликована  в материалах Третей региональной научно-практической конференции: «Кременчуцький край у контексті історії України. Кременчуку 440 років».

Статья вышла в свет  в 2011 году, но только теперь удалось проработать в достаточном объёме доступные материалы и документы о событиях, описаных в этой публикации.

Уже в самом заголовке имеется первая неточность: к моменту описываемых в статье событий «кременчуччина» была полностью освобождена за исключением правобережной стороны Днепра, об освобождении которой в статье речь не идёт.

К сожалению, автор статьи ограничился в своих исследованиях лишь мемуарными и газетными материалами, о чём он и сообщает читателю:

Автор старался использовать весь относительно доступный рядовому гражданину информационный массив, который содержится в мемуарах военачальников, мемориальных изданиях о боевом пути отдельных подразделений РККА, чисто краеведческих источниках, а также ряда газетных публикаций разных лет.

Прочитав статью и ознакомившись со списком литературы, которой пользовался автор, я немало удивился отсутствием в этом списке книги И.С. Конева «Записки командующего фронтом». Прочитав эту книгу, автор статьи, возможно, не стал бы вообще затевать эту «карточную игру». Он узнал бы, что решение на форсирование Днепра армиями Степного фронта было принято генералом армии Коневым И.С. еще до взятия Полтавы –  20 сентября 1943 года и задолго до событий на плацдармах в районе Домоткань – Бородаевка – Мишурин Рог – Дериёвка:

20 сентября 1943 г. мною было принято решение разгромить отходящие немецкие войска на Кременчугском и Днепродзержинском направлениях, на плечах противника с ходу форсировать Днепр и овладеть плацдармами на правом берегу.

Я потребовал от командармов 5-й гвардейской, 53-й, 69-й, 7-й гвардейской, 57-й и 46-й армий энергично развивать преследование отступающего противника и к 24-25 сентября 1943 г. овладеть “переправами на Днепре и обеспечить его форсирование. При этом я требовал проводить операции по выходу и форсированию Днепра со всей настойчивостью, энергией и решительностью. Особо обращал внимание на смелое, дерзкое использование подвижных отрядов и захват войсками на плечах противника переправ через Днепр. 

Форсирование Днепра было намечено на фронте 130 км.» [1] 

Собственно одной этой цитаты достаточно, чтобы «бить» джокер В. Сергеева. Она одна в корне опровергает все его домыслы и измышления.

Не потрудившись сверить полученную из мемуаров и газет информацию с документами наших архивов – ЦАМО (центральный архив министерства обороны) и доступными архивными документами Вермахта из Национального архива США (NARA), он не смог избежать досадных ошибок и неточностей. Это, в свою очередь привело к неверному, ошибочному толкованию событий, происходивших в районе г. Кременчуга в начале октября 1943 года. На эти ошибки и неточности я хочу обратить внимание в своей рецензии на эту статью.

В статье автор ведёт речь о боевых действиях 5-й гв. Армии  по форсированию р. Днепр в районе г. Кременчуга, считая их неким «джокером» командующего Степным (2-м Украинским фронтом) генерала армии И.С. Конева.

Как пишет в своей статье В. Сергеев, бои 5-й гв Армии – вынужденная мера, с целью оказать помощь нашим войскам в районе  с. Келеберда, Мишурин Рог – Домоткань.

Сначала удачное наступление 7-й гвардейской и 37-й армии, вскоре застопорилось. Вражеское командование, немедленно подтянуло резервы (включая пресловутые дивизии СС «Мертвая голова» и «Великая Германия»), перешло в контрнаступление. Вскоре положение зажатых на небольшом (25 км. по фронту и до 15 км. в глубину) плацдарме советских солдат ухудшилось до критической точки. Тогда-то Конев и решил бросить на чашу весов своего «джокера» – 5-ю гвардейскую армию

   Автор статьи не называет ни одной даты, поэтому приходится только догадываться о каком «удачном наступлении» идёт речь. 7-я гв. Армия к началу форсирования Днепра 5-й гв. Армией, действительно захватила небольшой плацдарм в районе Бородаевка-Домоткань и вела бои по его расширению. А 37-я Армия ещё только переправлялась на правый берег, и вела трудные бои за объединение небольших захваченных плацдармов в один. Захваченные армией разрозненные плацдармы имели в глубину 3-4 км у с. Дериёвки и 5-6 км у с. Успенка. Какое тут наступление?

5-я гв. Армия Жадова наносила удар на 70 – 100 км выше по течению Днепра. Как это могло сказаться на положении войск на Бородаевском плацдарме (7-я гв. Армия) и на Дериёвском плацдарме (37-я Армия) – непонятно? У Кременчуга участок р. Днепр оборонялся силами 47-го армейского корпуса Вермахта. Дивизии корпуса имели свою конкретную задачу по обороне правого берега Днепра и не собирались «переезжать» на 70 км южнее. Выше и ниже по течению Днепра рядом с 5-й гв. Армией форсировали Днепр 4-я гв. Армия (выше по течению) и 53-я Армия (ниже по течению). Каким картёжным термином автор статьи должен назвать действие этих армий? 

Определив для себя, что главными «действующими лицами» являются 7-я и 37-я Армии, В. Сергеев определил для других армий Степного фронта второстепенную, отвлекающую от «главного удара» роль:

Залог успеха состоит в создании прочного ударного кулака с ограниченным местом действия. Остальные войска лишь для вида развивают бурную деятельность, отвлекают внимание противника, дезориентирует его.»

Далее автор утверждает, что действия армий и дивизий было привязано к «жёстким срокам», которые в своей статье, однако, не называет:

Но угроза служебного понижения через неоправданно высокие потери во время поспешного форсирования считалась пустяком по сравнению с наказанием за малейшую задержку, т.е. откровенное неповиновение лично И.В. Сталину. Поэтому переправа в заранее запланированных точках приложения главных усилий (с. Келеберда; с. Мишурин Рог – Домоткань) началась спонтанным пробоем, на везение, без попыток ввести гитлеровцев в заблуждение.

Не владея реальной обстановкой о ходе боевых действиях по форсированию Днепра армиями Степного фронта, автор статьи сваливает в одну кучу действия подразделений 7-й гвардейской и 37 Армий, игнорируя и сроки, и различные места форсирования реки. Тогда, как к 1 октября 7-я гв. Армия вела бои на уже захваченном плацдарме в районе Бородаевка – Домоткань, 37-я Армия ещё только форсировала Днепр, расширяя и объединяя в один небольшие захваченные участки правого берега в районе Мишурин Рог – Дериёвка. А в районе Келеберды бои шли ещё на левом берегу Днепра. О какой «малейшей задержке» говорит В. Сергеев? Никаких конкретных сроков по форсированию Днепра И.В. Сталин не назначал! Бои за плацдармы носили ожесточённый характер, немцы постоянно контратаковали наши переправившиеся на правый берег части, продвижение наших частей вглубь территории измерялось, буквально, сотнями метров! Исходя из логики заявления автора статьи, все командующие армиями, дивизиями и полками, принимавшие участие в форсировании Днепраза малейшую задержку должны были быть разжалованы в рядовые! Однако, очевидно, лично И.В. Сталин был по этому вопросу совсем другого мнения… Наоборот, за успешное форсирование реки Днепр командиры и начальники армейского, корпусного, дивизионного и полкового уровня, тысячи солдат и офицеров, были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Теперь я хочу от оперативных вопросов, затронутых в статье, перейти к деталям боёв конкретных частей 5-й гв. Армии у Кременчуга, которые, оказались мало известными, как раз для автора статьи. 

Опять, с сожалением приходиться констатировать низкие познания автора в географии района боевых действий и о ходе боёв в районе Кременчуга выше по течению Днепра. 

Все части первого эшелона корпусов 5-й гв. Армии приступили к форсированию реки в ночь на 1 октября, а не на 3 октября, как утверждает автор статьи. Для форсирования реки частям армии выделялись следующие районы: (от левого до правого фланга 5-й гв. Армии). 

33-й гв. стрелковый корпус (СК):

 – 95-я гв. стрелковая дивизия (СД) должна была форсировать Днепр на участке 

Кременчуг – Кривуши. Однако, опираясь на данные разведки о сильной обороне противника на Крюковском направлении, приказ на форсирование реки был отменён.  

 – 6-я гв. воздушно-десантная дивизия (ВДД) форсировала Днепр на участке Кривуши – Самусиевка. В качестве плацдарма предполагалось использовать южную часть о. Дедов. В первом эшелоне – 17-й гв. воздушно-десантный полк (ВДП), второй эшелон дивизии – 20-й гв. ВДП. Десантников поддерживают огнём батареи 200-го лёгкого артиллерийского полка. Для развития успеха планировалось использовать 9-ю гв. ВДД. 

32-й гв. СК:

 – 13-я гв. СД форсирует Днепр в районе с. Власовка:

Её 42-й гв. стрелковый полк (СП) форсирует Днепр через северную часть о. Дедов (южнее Власовки). Части полка поддерживает огнём 469-й отдельный миномётный полк ставки ВГК; 

34-й гв. СП форсирует Днепр через о. Меньшикова;

39-й гв. СП действует на основном направлении удара дивизии, форсирует Днепр через о. Яцков. Части полка поддерживают: 1366 зенитно-артиллерийский полк (ЗАП), 308-й гв. миномётный полк и другие артиллерийские части армейского подчинения.

 – 97-я гв. СД форсирует Днепр чуть выше по течению от с. Власовка через о. «Каска» и о. «Безымянный», который примыкал к острову «Каска» с северо-запада. Через эти острова проходила главная линия обороны 320-й гренадёрской пехотной дивизии немцев. Поэтому на этом направлении бои носили особенно ожесточённый характер! 

За правым флангом 97-й гв. СД Днепр форсируют части 4-й гв. Армии:

80-я гв. СД через о. Колодовый – о. Задубок;

69-я гв. СД через безымянные острова в направлении Старо Липово – х. Змытница – Ново Липово.

А ещё выше по течению Днепра форсировали реку части 20-го СК 4-й гв. Армии.

Участок форсирования Днепра 5-й гв. Армией составлял около 20 км, без учёта полосы 95-й гв. СД. Однако, В.Ю. Сергеева в своей статье ограничивает его полосой берега между с. Власовка и с. Максимовка:

выше Кременчуга между селами Власовка и Максимовка, сужая его вдвое (примерно 10 км)!

Начало форсирования реки автор статьи описывает так: 

В ночь со 2 на 3 октября в мертвенном сиянии немецких осветительных ракет от левого берега отчалили лодки разведывательно-саперных групп 4-х дивизий. Сразу стало понятно, что высадка разыгрываться как по нотам не будет, нечего и надеяться. Крайне неудачное начало заставило командующего 33-м гвардейским стрелковым корпусом генерал-лейтенанта М.И.Козлова прекратить любые наступательные действия и перейти к обороне.

Всё это имеет мало общего с происходившими на берегах Днепра событиями.

Дивизии 33-го гв. СК на участке Власовка – Максимовка Днепр не форсировали. В ночь на 1 октября форсировала Днепр только одна дивизия 33 гв. СК –  6-я гв. ВДД, причём, ниже по течению реки от с. Власовка, на участке Кривуши – Самусиевка. Вопреки придуманному в статье приказу командующего 33-м гвардейским стрелковым корпусом генерал-лейтенанта М.И.Козлова прекратить любые наступательные действия и перейти к обороне. 6-я гв. ВДД  вела боевые действия на плацдарме до 7 октября 1943 года.

Потери дивизии, по данным ЦАМО о безвозвратных потерях 6-й гв. ВДД при форсировании  Днепра, составили:

  1. Конев И.С. Записки командующего фронтом. – М.: Военное издательство, 1989.
  2. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 11458.-Д. 139, Л. 3
  3. NARA.- MICROCOPI T-315,- ROLL 2035.- Kadr 583
  4. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 686044, Л. 39
  5. NARA.- MICROCOPI T-315,- ROLL 2035.- Kadr 599
  6. NARA.- MICROCOPI T-315,- ROLL 2035.- Kadr 591
  7. NARA.- MICROCOPI T-315,- ROLL 2035.- Kadr 576
  8. NARA.- MICROCOPI T-315,- ROLL 2035.- Kadr 574
  9. NARA.- MICROCOPI T-315,- ROLL 2035.- Kadr 545
  10. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 11458.-Д. 145, Л. 4
  11. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 11458.-Д. 145, Л. 3
  12. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 11458.-Д. 138, Л. 3
  13. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 11458.-Д. 145, Л. 7
  14. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 2860, Л. 49
  15. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 3562, Л. 27
  16. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 3562, Л. 33
  17. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 3562, Л. 53
  18. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 3562, Л. 79
  19. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 3194, Л. 56
  20. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 3194, Л. 58
  21. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 690306.- Ед. Хр. 822, Л. 60
  22. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 793756.- Ед. Хр. 42, Л. 557
  23. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 793756.- Ед. Хр. 27, Л. 45
  24. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 793756.- Ед. Хр. 37, Л. 589
  25. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 3562, Л. 107
  26. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 2860, Л. 58
  27. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 4625, Л. 6
  28. ЦАМО.- Ф. 33,- Оп. 793756.- Ед. Хр. 38, Л. 46
Автор: Вячеслав Ивушкин
Exit mobile version