Site icon Околиці Кременчука

Кременчуцькі переправи 1941 рік

Переправа біля мосту 1941 рік фото 1899

Автор статьи: Ивушкин В.Э.

По мосту Струве в обе стороны шли эшелоны, проезжали машины и телеги, под Крюковским мостом проходили караваны судов… Грузовой поток не прекращался ни на один день. В 41-м в Кременчуг пришла война. Пошли по мосту военные поезда, им навстречу пошли эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий, потянулись на восток первые беженцы. 

В июле начались бомбёжки железнодорожного моста, станции Кременчуг и Крюков-на-Днепре. Мост и ж.д. станции Кременчуг и Крюков прикрывали два зенитных дивизиона: 56-й и 505-й и 96-я отдельная зенитно-пулемётная рота. На вооружении они имели 76 мм зенитные орудия и установки счетверённых пулемётов. Прикрытие объектов на правой стороне Днепра поручалось 505-му ОЗАД, объекты на левом берегу прикрывал 56-й ОЗАД и пулемётная рота. Силы были не велики, но зенитчики уверенно делали своё дело – немцам ни как не удавалось разбомбить Крюковский мост

21 июля 41-го года, во время массированного налёта на Кременчуг, немцы применили хитрость, которая им удалась. Один из пилотов Ю-87 зажёг дымовую шашку и стал имитировать падение. Наблюдавшие со стороны за бомбёжкой местные жители обрадовались, что нашим зенитчикам удалось подбить вражескую машину. Самолёт шёл со снижением в сторону р. Днепр с Крюковской стороны. Зенитчики не стали вести огонь по “подбитой машине” и стреляли по другим целям. Юнкерс снизился, немецкий пилот чуть довернул самолёт и, оказавшись над мостом, сбросил бомбы. Одна из них попала в основание четвёртого пролёта. Взрыв, – и пролёт стал медленно оседать в Днепр. Достигший попадания Юнкерс, взревел моторами, и стал уходить с набором высоты влево. Ему вслед захлопали запоздалые выстрелы зениток. 

После разрушения Крюковского моста сообщение между берегами было нарушено. Все взоры обратились к речникам. Перед ними была поставлена задача: организовать две нитки переправы между берегами Днепра. Одна нитка переправы действовала выше разрушенного моста от рыбколхоза, другая ниже моста – из района Демуровки. “На Крюковских переправах работали теплоход “Чкалов”, где капитаном был Болбас Фёдор Ефремович, механиком его сын – Болбас Антон Фёдорович, пароход “Кренкель” и теплоход “Юрий”, где старшиной был Малик Ф.А.. Вместе с ними использовались и несамоходные суда (баржи)” [1] 

Государственный комитет обороны потребовал в кратчайший срок восстановить разрушенный пролёт моста. На 3-й день после взрыва в Кременчуг была доставлена новая ферма. Для её транспортировки к разрушенному пролёту были использованы две деревянные баржи водоизмещением 1000 т и два буксирных парохода “Андреев” и “ВКП (б)” (капитан Л.И. Семенченко). Руководителем работ по замене фермы назначили работника четвёртого техучастка пути Сечного Леонтия Васильевича. Работы шли полным ходом и в первых числах августа вышли на завершающий этап – наводку новой фермы на разрушенном пролёте. [1] 

Вечером 6 августа 1941 года война, уже вплотную приблизилась к городу. Сильная разведгруппа 13-й танковой дивизии вышла на подступы Крюкова. После скоротечного боя в районе южной окраины с. Маламовка с Крюковским полком народного ополчения и группой красноармейцев, немцы остановились на высотах огибающих Крюков. Получив отпор, они развернули орудийные и миномётные батареи на высотах южнее Новой Белецковки и начали обстреливать город. В городе появились первые убитые и раненые.

“7-го августа баржа шкипера Кривенко Ивана Гавриловича находилась под погрузкой муки с Крюковской мельницы. При обстреле миномётным огнём с Белецковской горы разрывом мины была убита матрос Кривенко Мария – жена шкипера. В тот же день артиллерийским огнём был обстрелян пароход “Кренкель”. Был убит механик парохода, а сам пароход затонул, примерно, в районе нынешних быков немецкого моста”[1] 

К исходу дня 8-го августа 1941 года, несмотря на частый артиллерийско-миномётный обстрел, ферма уже была установлена на опору быка со стороны левого берега. Осталось довести всего 5 м до соединения фермы с 3-м пролётом моста крюковской стороны. 9-го августа 1941 года начался бой за Крюков-на-Днепре. Когда стало ясно, что удержать город нашим войскам уже не удастся, баржи с фермой отвели на 5-7 м назад, а после выхода немцев к мосту, баржи и ферму четвёртого пролёта взорвали. Ещё один пролёт Крюковского моста был взорван в ночь с 11-го на 12-е сентября. На остальных пролётах с кременчугской стороны было разобрано верхнее строение пути.[2] 

На некоторых фотографиях, сделанных немцами сразу после захвата г. Кременчуга, хорошо видно, что ферма четвёртого пролёта имеет иную конструкцию, чем остальные фермы моста. Она, скорее, напоминает конструкцию ферм нынешнего моста через Днепр. 

После разрушения железнодорожного моста немецкой авиацией 21 июля, наряду с задачами по восстановлению этого моста и наведением переправ речным транспортом, начальник Кременчугского гарнизона полковник Кузнецов поставил перед руководством города задачу в сжатые сроки навести через Днепр наплавной мост. 

Строительство наплавного моста хорошо описано в воспоминаниях Удовицкого Ивана Степановича, который в августе 1941 года занимал должность заместителя начальника пристани Кременчуг. 

“Городскими властями, председатель горисполкома т. Лагно, секретарь парткома т. Котлик, была создана, так называемая оперативная пятёрка, по строительству наплавного моста, в которую вошли: 

Левидов Марк Аркадьевич – общее руководство строительством; 

Бурак – технический директор деревообрабатывающего комбината, обеспечивает всевозможные брусья, доски и прочие пиломатериалы; 

Винокуров – бывший директор штамповочного завода, обеспечивает стройку металлическими поковками, болтами, скобами, гвоздями и т.п.; 

Гоман – директор Днепролессплава, эвакуировавшийся из Киева со своим имуществом, обеспечивает необходимое количество лесных плотов, троса, якоря, снасти, дубы и людей для укладки якорей; 

Удовицкий Иван Степанович – зам. начальника пристани Кременчуг, обеспечивает разводную часть моста из 6-ти судов грузоподъёмностью по 100 т., установку плотов буксирной тягой и другие транспортные работы, связанные со строительством моста, эксплуатацией моста и его охраной” [1] 

Наплавной мост был построен за семь суток и 4-го августа сдан в эксплуатацию. Мост был переброшен на о. Большой (о. Зелёный). Ещё один небольшой мост был переброшен через рукав р. Днепр – Речище, и выходил на Белецковские плавни в районе высоты с отметкой 66,5. Далее луговая дорога вела в два направления: на запад к с. Табурище (г. Светловодск), и на восток – к Крюкову-на-Днепре. Как вспоминает И.С. Удовицкий, первыми по новому мосту прошло стадо коров молочной фермы треста столовых.[1]

Потом по этой переправе прошли в обе стороны тысячи людей, были перевезены сотни тонн грузов, вечером 7-го августа по этому мосту стали переправляться части 1055-го стрелкового полка 297-й стрелковой дивизии. Наплавной мост подвергался ежедневным бомбёжкам. Полностью разбомбить этот мост немцам ни как не удавалось, “а небольшие повреждения быстро ликвидировала команда, в состав которой входили небольшие буксиры и газоход № 20, где старшиной был Гапон Тимофей Иванович, а механиком Белявский, родом из Градижска”.[1]

Вышедший к южной окраине с. Маламовка 40-й усиленный разведывательный батальон 13-й танковой дивизии, развернув артиллерийские и миномётные батареи, начал методично обстреливать город. Наплавной мост с артиллерийских наблюдательных пунктов не просматривался, но башни элеватора хлеб завода были хорошо видны и служили немцам ориентиром. Пристреляв репер, немцы переносили огонь артиллерии на другие объекты в этой части города, а так же вели огонь по площади, как правило, шрапнельными снарядами. Под такой обстрел время от времени попадал и наплавной мост. На этом мосту 1055-й сп понёс свои первые потери: – более десяти человек были убиты на переправе через Днепр при артналёте. 

Наплавной мост использовался нашими войсками до последней возможности. Во второй половине дня 9-го августа на остров Большой стали отходить части 1055-го сп. Баржи в центральной части моста были разведены. Люди и повозки скапливались на берегу острова. Немцы перенесли огонь артиллерии и миномётов по острову. 

Вот как описывает в своих воспоминаниях курсант Кременчугской школы младших авиационных специалистов Логунов Василий Петрович: “Выходим к Днепру, к переправе. На острове ад кромешный, среди деревьев разрывы мин, мечутся кони, люди. Что делается за островом, не видно. Переправа посредине разведена, баржи в стороне. Люди выбегают к разведенному месту, некоторые прыгают в воду, пытаются плыть. Но течение быстрое, людей выносит из-за острова, а с той стороны Днепра слышна пулеметная стрельба. Многие, очутившиеся в воде люди, тонут”[3] Завести баржи в разрыв плотов некому. Майор (возможно командир 1055-го сп), пытается организовать переправу, но не в силах это сделать. Наконец на переправу пришли несколько речников с порта, и, несмотря на обстрел, быстро завели баржи в разрыв моста. “По переправе бежали военные, не получившие военную форму призывники, гражданские беженцы, неслись вскачь военные повозки с ранеными, гражданские телеги с домашним скарбом. На бревнах под разрывами все неслось и подпрыгивало. Движение кончилось. Немец несколько успокоился, стал делать перерывы в обстреле”.[3] 

Наше командование решило переправить на остров лёгкий танк (возможно БТ). Откуда он взялся в Кременчуге сказать трудно. 297-я сд в своём составе танков не имела, других частей в городе не было. “Стали переправлять танк на остров. Он осторожно двигался по плотам. Плоты прогибались под ним, но в месте стыковки плотов с баржей плоты погрузились, борт баржи оказался стенкой, на которую танк подняться не смог. Командир танка и стрелок выскочили, водитель дал задний ход, танк пошел несколько в сторону, завалился набок и вместе со стрелком (водителем) ушел в воду”.[3]

Я попытался отыскать имя погибшего танкиста, но сделать этого, пока не удалось. Списки потерь танковых частей, только вводятся в базу данных сайта ОБД-Мемориал (obd-memorial.ru)

Автор статьи: Ивушкин В.Э.

Источник : gorod-kremenchug.pl.ua/

Литература и документы

1. Архив Кременчугского краеведческого музея. Дело 24(?) Воспоминания Удовицкого Ивана Степановича.

2. ЦАМО.-Ф. 251.- Оп. 646.- Д.2

3. Сражение за Кременчуг. Отрывок из книги воспоминаний В.П. Логунова 4. Архив Кременчугского краеведческого музея. Дело 30А “Пояснительная записка командира Крюковского полка Кременчугской дивизии народного ополчения майра Воробьёва П.С.”

Exit mobile version