Site icon Околиці Кременчука

Кременчуцьке підпілля у роки Другої світової війни

Кременчугское подполье в годы Великой Отечественной войны

Развёртывание деятельности подпольных организаций на оккупированной врагом территории проходили в очень сложных условиях. Фашисты с первых дней войны начали жесткие репрессии против советского населения. Они бросили на территорию Украины карательные отряды, которые имели огромный опыт борьбы с подпольем в самой Германии и в оккупированных ею странах. Для подавления сопротивления советского населения гитлеровцы выделили значительные вооруженные силы, широко использовали украинских националистов, раскулаченных и преступников. В результате вражеских репрессий погибло много подпольных организаций, тысячи патриотов, которые не успели сделать первых шагов борьбы против оккупантов.
Население Кременчуга о событиях на фронте узнавало через газеты, открытки, радио.

Население Кременчуга о событиях на фронте узнавало через газеты, открытки, радио.
Пользоваться радиоприемниками запрещалось под страхом смертной казни, поэтому расказывать населению содержание радиопередач с советского тыла приходилось подпольщикам. Начиная с июля 1941 г. 5-7 раз в сутки, в эфире звучали радиопередачи центрального радио на русском, украинском,  белорусском, молдавском и других языках. В них давались советы подпольщикам, как организовать борьбу в тылу врага.
В г. Кременчуге было 6 подпольных групп. Организаторами и руководителями кременчугского подполья были П.Ф. Петько, Л.Т. Кириченко, В.М. Остапенко,
Л.М. Подорван, М.И. Ромашкин, И.О. Лисненко, И.Х. Марченко, О.А. Кривицкий, С.Ф. Хейло, М.О. Лысенко, З.О. Ицкевич, Т.К. Жвания, И.И. Бузько, И.Ф. Харченко, которые постепенно наладили связи между отдельными группами в городе и в окружающих селах.
Члены ради одной из них собирались на конспиративных квартирах в О.А. Кривицького, М.В.Кукушки, обсуждали планы боевых операций, составляли тексты  открыток, определяли дополнительные адреса и пароли на случай провала любой группы, отправляли связистов, агитаторов в окружающие села, чтобы сорвать  поставки сельскохозяйственных продуктов для гитлеровской армии.
Комсомолец Л.Н. Шаренашидзе нашел тропу к партизан Черного  леса. Со временем туда переправили десятки вырванных из концлагерей советских солдат и  офицеров. А в начале 1943 года кременчужани координировали свои действия с подпольщиками Градижска, Глобино, Семеновки. 
Самой многочисленной была группа, которую возглавил главный врач 1-й больницы В.К. Константинович. В этой больнице лечили и спасали, давали страшные диагнозы, которых боялись фашисты. Они вместе с группой “патриот Родины”, которую возглавляли Хейло Сергей Федотович и Бузько Иван Иванович, к которой входили также заключенные врачи из лагеря смерти, освободили из плена около 2 тысяч человек. 
Офицеры Советской армии Николай Ромашкин и Иван Лисненко, находясь в окружении, в течении 1942 года организовали здесь партизанскую группу, которая с  каждым днем разворачивала свою деятельность. На квартирах Анны Бойправ и Николая Авраменко были установлены радиоприемники, записывались сведения  Советского  Информбюро. Эти сведения подпольщики распространяли устно и листовками среди кременчужан. Десятки военнопленных, которых патриоты вырывали из лагерей, получали от группы одежду, документы и пробирались навстречу фронту. Они действовали где-то на протяжении года: освобождали военнопленных,  собирали данные о вражеских войсках, делали диверсии, проложили связь с партизанами Киева, Минска, Черкасс, Лубен. В декабре 1942 г. все члены группы погибли.
Вторая подпольная группа г. Кременчуга под руководством кандидата в члены ВКП(б) рабочего Крюковського вагоностроительного завода Петька Григория Федоровича действовала с мая 1942 г. по март 1943 г. Члены этой группы несколько раз организовывали саботаж на заводе, выводили из строя  отремонтированную немецкую военную технику, портили пушки, которые после заводского “ремонта”  отправлялись на фронт, транспорт, телефонную связь,  уничтожали горючее, помогали бегству советских воинов. В конце 1942 года у группы было много оружия и взрывчатки. Но патриотам не удалось все это  использовать. Всех их арестовали и после зверских пыток – розстреляли.
В других концах города  действовали: подпольная группа имени лейтенанта Днепрова во главе с коммунистом Марченком Иваном Фомичем, патриотичная  группа во главе с Остапенком Василием Михайловичем. Эти  группы не давали покоя фашистам. Они распространяли советские листовки, совершали диверсии на  железных дорогах, резали тормозные шланги, засыпали песком буксы, срывали сроки промывки паровозов, принимали участие в боях против выступлений немецких частей.
Подпольщики уничтожали вражеские посты, собирали ценные разведывательные данные о дислокации немецких частей и передавали их разведчикам Красной Армии. 
В борьбе против немецких захватчиков активно действовали комсомольцы, молодежь. Летом 1942 года ученик школы № 9 Александ  Кривицкий создал  подпольный  комсомольский комитет, в состав которого входило несколько комсомольско-молодежных групп, руководителями были: Григорий Шавва, Николай Кукушка, Евгений Марохин, Владимир Орел, Евгений Ушаков и др.
В одной из этих групп во главе с О.Кривицким активно участвовала в борьбе с гитлеровцами известная подпольщица, почетная гражданка города Кременчуга Галина Николаевна Пономарьова. Годы ее юности проходили в самый тяжёлый периодом для нашей Родины – Великой Отечественной войны (она только что  закончила 9 классов, и ей исполнилось 16 лет).
Сначала она со своими друзьями выполняла поручения старших товарищей – обустраивали в школе военный госпиталь, потом помогала собирать урожай
колхозникам. А когда в середине лета 1941 года начались немецкие бомбардировки, вместе со взрослыми принимала участие в эвакуации материальных ценностей.
С началом военно-оккупационного режима она со своими ровесниками М.Кукушкой и Г.Коноваленком начали тайком собираться на квартире О.Кривицкого.  Обсуждали вопросы ведения борьбы с врагом. Прежде всего решили наладить прием военных сведений от радио Информбюро Москвы. Сначала комсомольцы  сведения о советско-немецком фронте распространяли в рукописном виде: их переписывали на листы школьных тетрадей, а ночью развешивали на домах, заборах, уличных столбах. Только таким образом жители города узнали о поражении гитлеровцев под Москвой.
В начале зимы 1942 года мать Галины, Мария Леонтьевна предложила подпольщикам достать в типографии шрифт и наладить печатание листовок. Сразу не
хватало всех букв, поэтому дописывали текст вручную. Фашисты не знали, как им найти след подпольщиков, и даже напечатали объявление, в котором за  участие в уничтожении или выявлении подпольщиков было обещано вознаграждение в сумме до 1000 карбованцев. 
В скором времени О.Кривицкий налаживает связь с другими антифашисткими организациями. Создается подпольный комсомольско-молодежный штаб во главе с  Александром  Кривицким  и Григорием  Шаввою. Штаб устанавливает связь с руководителями партийного подполья Л.М. Подорваном и  В.М. Остапенком.  Совместно они организовывают бегство  заключённых из концлагеря, перепрятывают их, осуществляют саботажные акты, приобретают оружие и взрывчатку. 
Из всей группы только братьям Кривицким – Александру и Анатолию, и Николаю Кукушке удалось вместе с членами других подпольных организаций Кривушанським путем оставить город и в Днепровских плавнях 20 сентября 1943 г. с оружием в руках выйти в заросли вблизи Градежска, где они уничтожили немецкого мотоциклиста, произвели поджог моста, уничтожили автомобиль, затопили катер и лодку с фашистами.
27 сентября в домике лесника партизаны встретились с советскими разведчиками 217-го гвардейского полка 80-й гвардейской стрелковой дивизии. Это была  горячая, незабываемая встреча! Рядом с советскими воинами, которые прошли с боями от Волги до берега Славутича, теперь шагали кременчугские партизаны.

Шаблий Е.А.

Материалы научно – практической конференции “Кременчугу – 435 лет”

Exit mobile version