Site icon Околиці Кременчука

До історії заводів «Лільпоп, рау та Левенштейн» у Кременчуці

Заводы «Лильпоп, рау и Левенштейн» в Первой мировой войне

Автор: Евселевский Лев Исакович

В годы Первой мировой войны акционерное промышленное общество механических заводов «Лильпоп, Рау и Левенштейн», выполнявшее заказы военного ведомства, из Варшавы было эвакуировано в город Кременчуг Полтавской губернии. В Полтавском областном государственном архиве (ПОГА) в фонде 951 хранятся документы общества. Они дают возможность проследить судьбу завода и его коллектива в военное время.

Акционерному обществу принадлежали два завода – механический и вагоностроительный, находившиеся в городе. Варшаве и деревне Чисте Варшавского уезда. По справке старшего фабричного инспектора от 17 сентября 1913 г., производительность обоих заводов определялась в 2 миллиона 900 тысяч рублей. Заводы находились в удовлетворительном состоянии [1]. 

В 1913 г. 30 ноября обществом был подписан контракт с военным ведомством на изготовление шрапнелей. К 1 марта 1914 г. от завода было принято 50 шрапнелей для испытания [2].

Продукция, изготавливаемая на заводах по контрактам с военным ведомством, выполнялась качественно и в сроки в соответствии с соглашением. Это позволило передать контроль на местное окружное артиллерийское управление, о чем сообщалось в письме от 26 января 1914 г. Окружное артиллерийское управление Петербургского военного округа уведомляет, что «ведение переписки по выполнению контракта за №29739 – 1913 г. на изготовление 48 миллионов шрапнелей возложено на Варшавское Окружное Артиллерийское управление» [3].

Накануне войны 12 июля 1914 г. был подписан контракт между окружным артиллерийским управлением Петербургского военного округа и акционерным обществом механических заводов на изготовление и доставку в Варшавский артиллерийский склад или одну из железнодорожных станций снарядов на общую сумму 38190 рублей» [4].

30 июля из Петербурга телеграфировали, чтобы все готовые снаряды и обозы принимать немедленно без контрольных испытаний. Продолжать спокойно работать. Советовали производство снарядов сосредоточить исключительно на старом заводе. Просили руководство рассмотреть вопрос о возможном перенесении производства артиллерийских и морских заказов во внутренние губернии, ибо возможно в этом отношении ожидать полного содействия правительства [5].

1 августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Удобное расположение завода у прифронтовой полосы способствовало увеличению выпуска снарядов. Но многое зависело от поставок топлива, металла и оборудования. Об этом свидетельствует переписка с торговыми и промышленными фирмами, где размещались заказы на изготовление технического оборудования. Сроки изготовления и поставки оборудования срывались.

Директор общества Зиленский выехал в Петроград по делам фирмы 25 января 1915 года. Остановился в Метрополе. Ежедневно ему поступали телеграммы о положении на заводе: «Понедельник, вторник сданы 1200 шрапнелей. Угольный комитет отпускает нам два вагона угля ежедневно. Получили только 25 тысяч» [6].

В условиях войны акционерное общество получило «Промысловое свидетельство на промышленное предприятие первого разряда на 1915 год», в котором указано:

«Наименование промышленного предприятия: машино- и вагоностроительный завод под названием «Августовки А».

Кому принадлежит: акционерно-промышленному обществу «Лильпоп, Рау и Левенштейн»: в лице директора-распорядителя инженера Л. Зиленского. 

Где находится: Д. Воля, гл. Чимго » [7].

В мае-июне 1915 года австро-германские войска, перейдя в наступление, пытались окружить русские войска в Галиции и Польше. По приказу командования войска организовано отступили, оставив Галицию, Польшу и часть Прибалтики.

Генерал А.А. Брусилов о положении на фронте писал: «Невзирая на длинный фронт армии и малочисленность войск, я стянул к моему правому флангу всё, что только мог, и возможно медленнее отходил от рубежа к рубежу. Я заботился только о том, чтобы в руки врага не могли попасть артиллерия, парки, обозы, транспорт, чтоб он захватил возможно менее пленных».

За три недели до вступления немецких войск в Варшаву общество «Лильпоп, Рау и Левенштейн» получило предписание об эвакуации в Россию своего предприятия. «Это непродолжительное время, предоставленное на эвакуацию, а равно недостаток подвижного состава, еле позволило эвакуацию полностью кузнечного, шрапнельного и бомбового цехов, очистки электрической станции, часть вагонного отдела и немногих других приспособлений, часть же имущества заводов оставлены были в Варшаве. Завод был закрыт; рабочие были уволены, часть согласилась эвакуироваться с заводом» [8].

Пунктом назначения эвакуации завода был г. Кременчуг Полтавской губернии. Сюда направлялись вагоны. Их продвижение по железной дороге задерживалось. Администрация обращалась к военным заказчикам с просьбой оказать помощь в ускоренном движении вагонов в пункт назначения.

В фонде хранится копия удостоверения, подписанная гвардии полковником Бородай, из которой следует, что «из Варшавы были отправлены погруженные в вагоны машины, станки, материалы и прочее на станцию Харьков, даны номера вагонов всего 43 вагона, являются собственностью общества «Лильпоп, Рау и Левенштейн» и к выдаче имущества, груза обществу не препятствовать».

Всего в г. Кременчуг из Варшавы завод привез более 300 вагонов своих машин и оборудования и принял заказ по изготовлению снарядов. На заводе работало 1200 рабочих и столько же на стройке [9].

Городская управа выделила участки для строительства и отдельные помещения. Этого было недостаточно, и правление общества купило землю и дома в Кохновской волости и посёлке Песчаные горы, о чем свидетельствуют хранящиеся в фонде купчие.

Главная выписка из крепостной книги Полтавского нотариального архива по Кременчугскому уезду за 1915 г.:

«1915 год. 10 сентября указывается, что общество у купца Петра Николаевича Подерегина…купило в полную собственность принадлежащее ему недвижимое имущество, находящееся в Кременчугском уезде Кохновской волости вблизи г. Кременчуга в посёлке Песчаные горы, заключающееся в участке усадебной земли 400 квадратных сажен с устроенными на ней: домом и всеми прочими постройками за 14 000 рублей. Хранится договор на актовой бумаге [10].

У казака Андрея Цвелиха купили 127 квадратных сажен за 1750 рублей. У Лихмана было куплено 300 квадратных сажен за 1300 рублей» [11].

Для нормальной работы завода и размещения оборудования были нужны новые помещения. Развернулось большое строительство заводских объектов: водонапорной башни и здания водокачки, заводской администрации, столовой и амбулатории, здания снарядной кузницы, котельни, дымочерновой трубы и других объектов [12].

Завод переживал серьёзные кадровые трудности. Ежедневно принималось и увольнялось до 50 человек. Новые рабочие не имели необходимой подготовки.

Кременчугский уездный комитет по делам о предоставлении военнообязанным отсрочек по призыву в армию 29 января 1916 г. зачислил завод в списки предприятий, работающих всецело на государственную оборону в размере 100% его производительности [13].

Преодолевая трудности, 29 октября 1915 года  была выпущена первая шрапнель. За 15 недель после эвакуации завод наладил производство.

Строящиеся объекты для завода имели оборонное значение, и для фотографирования было получено специальное разрешение.

4 декабря 1915 г. кременчугский полицмейстер получил от губернатора письмо следующего содержания:

Главный начальник Киевского военного округа разрешил акционерному промышленному обществу «Лильпоп, Рау и Левенштейн» производить фотографические снимки вновь строящегося в Кременчуге их завода под личную ответственность правления названного общества [14].

Шло строительство, монтаж оборудования и параллельно оформлялись заказы и налаживали производство снарядов.

В январе 1916 года Главное адмиралтейское управление заключило контракт с акционерным обществом «Лильпоп, Рау и Левенштейн» на изготовление со сдачей в Кременчуге 6-ти дюймовых стальных фугасных бомб с цилиндрической камерой снаряда в комплекте, по цене и в сроки, как указано в ведомости, всего на сумму один миллион пятьсот пятьдесят тысяч рублей. Названное общество освобождено от внесения денежного или иного залога по настоящему контракту. Обществу выдается по настоящему контракту аванс в размере 50%  от суммы заказа.

В апреле общество получило удостоверение от представителя Главного адмиралтейского управления, что полученная сумма 341 000 рублей – первая очередь аванса, действительно израсходована по прямому назначению [15]. Общество от казны не получало ни пособий, ни ссуды.

Согласно договору, акционерное общество должно было поставить для Морского ведомства 38570 бомб 6 дм. для гаубиц. Общая сумма поставки по договору 2 024 925 рублей, 52 руб. 50 коп. за бомбу [16].

Договорные суммы увеличивались на 748 148 рублей, сроки поставки для этих 28988 штук со сдачей на заводе в Кременчуге в изменение контракта назначаются в 1916 году в январе 3998, февраль, март, апрель на 5000 штук в месяц, в мае 10 000 штук. Суммы изменялись в связи с изменением цены на материалы, которая значительно возросла.

Заводы на новом месте в Кременчуге наращивали мощности. В 1916 году было изготовлено снарядов различных калибров по заказам Военного и Морского ведомств на общую сумму семь миллионов девяносто пять тысяч пятьдесят семь рублей 60 коп. (7 095 957 р. 60 коп) [17].

Были установлены связи с металлургами, поставщиками угля и строительных материалов. Стальные трубы поставлял по заказу общества Ижорский завод. Фирма осуществила большой заказ на станки для обработки металла технической конторе Б.И. Стояновского в Екатеринославе. Более 150 станков: токарные, токарно-винторезные, револьверные. В Краматорске общество заказало железные клепальные резервуары. Выполнению заказа содействовало волостное ведомство «Заводское Совещание по Обороне Государства». Отдельные заказы выполняли промышленные предприятия г. Кременчуга: проволочный и гвоздильный завод и металлоткацкая фабрика А.З. Родкина, Дитятковское Товарищество Писчебумажных фабрик, главные Крюковские вагонные мастерские и др. предприятия [18].

Неритмичные поставки материалов, особенно топлива, отрицательно отражались на производстве. В адрес акционерного общества шли телеграммы следующего содержания:

«В ответ на Ваше письмо от 19 декабря 1916 года, честь имеем сообщить, что обстоятельства настоящего времени заставляют нас воздержаться от дачи Вам какой-либо гарантии на погрузку угля для Вашего завода. 

Общество Петро-марьевских и Варваропольских объединённых каменноугольных копей» [19].

В ноябре 1916 г. завод получил лишь 29 вагонов угля из необходимых 129. Завод был вынужден прекратить производство работ. Министр торговли и промышленности просил министра путей сообщения ускорить отправку топлива, так как нельзя было допустить простоя завода [20].

Поставщики угля предупреждали, что в виду неустойчивости расходов по добыче угля, принимать заказы по определенным ценам не могут. Цена определяться будет во время отправки [21].

Правление акционерного общества шло навстречу просьбам Кременчугской городской управы. Отпускали топливо, известь, необходимые материалы для ремонта трамвайному парку. Представляли необходимые ведомости по наличию на заводе материалов. Ведомости на 29 листах [22].

В фонде, дело 11 на 556 листах, хранится переписка с торговыми и иностранными фирмами.

Ряд дел содержат материалы, характеризующие состав рабочих, списки по отдельным цехам, расценки на выполняемые работы [23]. Рабочие вели борьбу с администрацией за повышение заработной платы. Одним из требований бастующих было повышение заработной платы на 3 рубля на каждую тысячу шрапнельных снарядов [24]. Свержение самодержавия, революционные события 1917 года не могли не отразиться на производстве и положении рабочих. Рост цен на стоимость рабочих рук, топлива и главнейших материалов отражает сравнительная таблица [25]:

Таблица 1. Стоимость рабочих рук за один день

Наименование специальностей Июль 1916 г. Июль 1917 г. Начало 1918 г. Увеличение в % по сравнению с 1916 г.
Токарь: максим. – миним. 4р.75 – 1р.30 7р.50 – 2р.75 18р.70 – 12р.65 393,68% – 973,1%
Слесарь: максим. – миним. 5р.60 – 2р.10 8р.90 – 2 р.65 18р.70 – 12р.65 333,93% – 602,38%
Кузнец: максим. – миним. 5р.50 – 3р.30 8р.90 – 3р.50 18р.70 – 12р.65 340% – 383,33%
Чернораб.: максим. – миним. 1р.45 – 1р. 0.65 – 1р. 11р.00 – 6р. 60 758,62% – 660%
Служащие конторы        
Общая сумма 16949 р.86 к. 32875 р. 38701 р. 228,33 %

Таблица 2. Стоимость топлива

Род топлива Cтоимость одного пуда
Июль 1916 г. Июль 1917 г. Начало 1918 г. Увеличение в % по сравнению с 1916 г.
Каменный уголь 0,29 0,63 0,98 337,93 %
Антрацит 0,36 0,87 1,11 308,33 %
Кокс 0,50 0,92 1,37 274 %
Мазут 0,85 1,50 2,40 282,35 %

Сразу после свержения самодержавия в Кременчуге был создан Совет рабочих депутатов. Одновременно, из числа избранных от солдат, был сформирован Совет солдатских депутатов. 17 марта 1917 г. они объединились в Кременчугский совет рабочих депутатов.

Наиболее влиятельной в Совете была делегация машиностроительного завода «Лильпоп, Рау и Левенштейн». Как вспоминал председатель Совета Г.Ф. Лапчинский, достаточно было кому-нибудь  из этой делегации не одобрить ту или иную кандидатуру, чтобы кандидатуру снять. Делегаты не знали, кого предлагалось избрать, пришлось объявить перерыв и вести переговоры с делегатами машиностроительного завода. И так по всем вопросам [26].

От завода «Лильпоп, Рау и Левенштейн» в состав Совета вошли: Трикаш, Балаба, Дедик, Перепёлкин, Криворучко, Яблонский. В исполнительный комитет Совета был избран Пастревич [27].

На заводе был создан «Комитет рабочих депутатов завода «Лильпоп, Рау и Левенштейн». Комитет имел свой штамп и печать.

По просьбе комитета заводское правление оказывало материальную и другую помощь больным рабочим, вдовам [28].

Район, где располагались корпуса завода и жили его работники, назывался польским.

В газете городского совета «Дело революции» печатались объявления о собрании. Вот одно из них:

“Из жизни партии. 

Общее собрание РСДРП района польского завода.

Сегодня, по предложению общегородского комитета РСДРП, состоится общее собрание членов РСДРП. Район завода «Лильпоп» и трамвайное депо [29].

По требованию рабочих администрация 18 марта 1917 года объявила, что: “Сим доводится до сведения гг. мастеровых и рабочих завода «Л,Р,Л,», что с 26 марта 1917 года вводится 8-часовой рабочий день. Сообразно с этим, все часовые ставки, равно, как и аккордные розничные, увеличиваются на 1/8, т.е. на 12 ? %.

Заводоуправление, вводя 8-часовой рабочий день, уверено, что в течение военного времени гг. мастеровые и рабочие, невзирая на вновь установленное нормальное рабочее время, будут работать столько сверхурочных рабочих часов, сколько этого потребуется для выполнения срочных заказов на государственную оборону в столь решительный момент” [30].

В условиях начавшихся беспорядков рабочие завода «Лильпоп, Рау и Левенштейн» выделили трех рабочих, которых Совет назначил начальниками районных участков милиции. Милицейский состав был почти полностью укомплектован из вооруженных рабочих [31]. В 1918-19 гг. город Кременчуг переходил из рук в руки. Власть часто менялась: Центральная Рада, Советская власть, Деникин, атаман Григорьев и т.д. Завод заказов не получал. Рабочие уходили в отряды Красной Армии.

11 октября 1920 года Президиум Укрсовнархоза принял постановление о национализации заводов «Лильпоп, Рау и Левенштейн», и он стал называться 1-й механический государственный завод [32].

В связи с национализацией завод был обследован:

В докладной отмечается, что 1-й механический государственный завод – это бывший завод «Лильпоп, Рау и Левенштейн», эвакуированый из Варшавы в 1915 году.

Завод, кроме военных заказов, должен был выпускать деревянные товарные двухосные вагоны, намечалось устройство затона для ремонта пароходов и железных барж. На заводе находилось свыше 200 тысяч пудов стали, была оборудована прекрасная заводская кузница с 3-мя парами гидравлических и 7-ю фракционными прессами, несколько молотов.

В докладной даются предложения по широкому использованию оборудования, имеющегося на заводе.

Указывается, что завод может освоить изготовление 50-75-ти сильных тракторов, двигателей разного рода [33].

В условиях гражданской войны, частой смены власти компания смогла сохранить основные производственные мощности.

Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года, предусматривал мирное урегулирование польско-советских отношений. В соответствии с договором имущество польских компаний, эвакуированных в годы войны, должно быть возвращено Польше.

С Укрсовнархоза в Кременчуг поступает распоряжение немедленно демонтировать оборудование заводов «Лильпоп, Рау и Левенштейн» и передать Полтавскому Совнархозу, что и было выполнено.

Комиссия, которая прибыла в Кременчуг, увидела одни развалины и не нашла оборудования. Был составлен акт, всё списали на гражданскую войну.

Трагически сложилась судьба квалифицированных рабочих, которые решили остаться в Советской России. В период массовых репрессий Полтавским областным управлением НКВД было сфабриковано дело о контрреволюционной военно-повстанческой националистической организации «ПОВ», основанной разведывательными органами Польши. В результате все мужчины, родившиеся в Польше, да и поляки, родившиеся в России, подлежали аресту и были осуждены по 1-й категории [34].

В фонде много дел на польском языке, которые, к сожалению, автор не имел возможности изучить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Полтавской области архив (далее ГАПО), ф.951, оп. 1, д.9, л.282.

2.  Там же, д, 2, л. 29.

3.  Там же,д. 2, л. 193.

4.  Там же, д. 9, л. 37.

5.  Там же, д. 9, л. 19.

6.  Там же, д. 16, л. 12.

7.  Там же, д.9, л. 19.

8.  Там же, д. 25, л. 70.

9.  Там же, д.26, л. 74.

10.  Там же, д.2,л. 21-24.

11.  Там же, л. 50-53.

12.  Там же, л. 65-72.

13.  Там же, л.62.

14.  Там же, д.9, л.35.

15.  Там же, д.2, л.19.

16.  Там же, д.2, л.308.

17.  Там же, д.9, л.79.

18.  Там же, д.21, л.2-172.

19.  Там же. д.24, л. 2.

20.  Там же, л. 159.

21. Там же, л. 161.

22.  Там же, д.26, л. 155.

23.  Там же д.53

24.  Там же, д.26, л.254.

25.  Там же. д.25, л.71.

26.  Евселевский Л.И. Кременчуччина у XIX – на початку XX ст. – Кременчуг, 1995 -. С. 112.

27.  Дело революции. – 1917. – 10. 10.

28.  ГАПО, ф. 951, оп.1, д. 53.

29.  Дело революции.-1917. – №44. – 19. 09.

30.  ГАПО, ф.951, оп. 1, д.9, л. 83.

31.  ГАПО, ф. 7, оп.1, д. 15, л. 29.

32.  Центральный государственный архив высших органов государственной власти и государственного управления Украины, (далее ЦГАВО Украины), ф. 573, оп. 1, д. 236, л.21.

33.  Там же, д.236, л.5 -6.

34.  Архив Службы национальной безопасности по Полтавской области, следственное дело №105855 и др.

Автор: Евселевский Лев Исакович

По материалам III региональной научно-практической конференции, посвященной 440 – летию основания города Кременчуга «Кременчугу 440 лет»

Exit mobile version