Site icon Околиці Кременчука

Кременчук від слова Кремень – легенда 1970-х

Кремень в руках древнего человека

В детстве (а детство моё пришлось на 70-е годы) я много раз слышал от взрослых легенду о том, что название моего родного города обязано своим происхождением кремню: якобы в старину здесь добывалось так много этого камня, что и город, основанный на этом месте, стал называться Кременчук. Кремень – говоря на языке геологов – это минерал, разновидность халцедона (хотя, некоторые минералоги считают его горной породой). В народной же среде слово «кремень» обычно ассоциируется с камнем, из которого в древности высекали искры, чтобы разжечь огонь. Я, конечно, верил рассказам взрослых. Но шли годы, я сам взрослел…
Моё детское увлечение камнями и ископаемыми древностями постепенно переросло в страсть к геологии. Облазив вдоль и поперёк все кременчугские карьеры, я всё больше стал сомневаться в правильности «народной легенды». Личный полевой опыт говорил о том, что собственно кремень в городских недрах – редкий камень, поэтому объектом целенаправленной добычи он быть никак не мог.
Информация для сравнения. У города Изюма, что в Харьковской области, есть гора Кременец. Вот она полностью оправдывает своё название: её склоны во многих местах обильно усеяны обломками кремня, а в оврагах и ямах можно собрать богатый урожай кремнёвых желваков. Коренные залежи кремня находятся в толще писчего мела, которая во многих местах выходит на поверхность. Люди каменного века не могли пройти мимо такого легкодоступного и богатого месторождения кремня. И археологическими исследованиями доказано, что для первобытных людей эта местность была весьма привлекательна: у подножия Кременца выявлены их многочисленные стоянки, на которых найдены тысячи кремнёвых орудий. В каменном веке здесь шла интенсивная добыча этого стратегического для того времени полезного ископаемого, и добытое сырьё «экспортировалось» во многие другие районы Восточно-Европейской равнины, обеспечивая потребности в нём соседних племён.
Хотя в окрестностях Кременчуга тоже обнаружены стоянки каменного века, на которых было найдено немало кремнёвых орудий, добыча кремня здесь вряд ли велась. Найти кремень на поверхности земли здесь очень проблематично. Мелкие кусочки кремня изредка встречаются в песке городского пляжа, но этот песок был вымыт земснарядом вместе с заключёнными в нём камешками со дна Днепра. В карьерных обнажениях отыскать кремень проще. Но крупные желваки, пригодные для изготовления из них кремнёвых орудий, здесь большая редкость.
Типичный кремень довольно невзрачен на вид: серый, чёрный, часто пятнистый, иногда с пятнами белого, жёлтого, красноватого цветов, непрозрачный. Основной минеральный компонент кремня – кремнезём – представлен в нём сразу несколькими модификациями: халцедоном, кварцем, кварцином, лютицином, опалом и кристобалитом. Визуально их различить в составе кремня невозможно – они образуют микроскопические зёрна. Также кремень содержит большой процент примесей, в числе которых преобладают глинистые частицы, соединения железа и марганца, углеродистая органика, включения окаменелых организмов. Из-за этого современные геологи причисляют кремень не к минералам, а к горным породам. Хотя в старой геологической литературе кремень чаще всего называется разновидностью минерала халцедона. Блеск кремня обычно восковой, но вследствие естественной полировки в водных потоках его поверхность приобретает броский смолистый блеск (глянец). И уж совсем безошибочно кремень узнаётся по характерному раковистому излому и острым режущим краям обломков.

Как я уже сказал выше, в народе слово «кремень» обычно ассоциируется с камнем, из которого древние люди высекали искры для разжигания огня. Но на самом деле «первая скрипка» в этом процессе принадлежала блестящему, часто похожему на золото, минералу пириту. Об этом говорит даже его название: в переводе с греческого «пир» означает «огонь». Именно частицы пирита загорались яркими искрами, когда по нему били кремнёвым кресалом. Кремень в этом процессе использовался только в качестве кресала – ударного инструмента – и, в принципе, мог быть заменён любой другой твёрдой породой или минералом. Искры при ударе кремня о кремень всё же можно получить, но вряд ли ими можно что-либо поджечь.
Гораздо большее значение кремень имел для изготовления каменных орудий – рубил, ножей, топоров, скребков, наконечников стрел и копий. Уникальная способность кремня расщепляться при ударе на тонкие пластины с весьма острыми краями позволила ему стать в руках древнего человека едва ли не главным двигателем прогресса. За десятки тысяч лет технологии обработки кремня достигли такого совершенства, что из рук мастеров неолита выходили порой такие изящные творения, которые невольно заставляют восхищаться даже нынешних камнерезов, вооружённых современными инструментами из твёрдой стали и алмазов.
В каменном веке успешно конкурировал с кремнем обсидиан – вулканическое стекло. Обрабатывался он легче, а по остроте получаемых лезвий он до сих пор превосходит хирургические инструменты из лучшей стали. Но обсидиан встречается только в горных районах – в местах развития современного или древнего вулканизма. Поэтому племенам на равнинах он был недоступен или поступал к ним в ограниченном количестве путём меновой торговли, как говорится, через десятые руки. Кремень же на равнинах встречался во многих местах – в обнажениях осадочных пород по долинам рек, на склонах холмов. Обнаружив выход на поверхность кремненосного пласта, люди каменного века могли организовать его добычу с помощью ям, примитивных шахт и штолен.
В оврагах в окрестностях города Изюма мне приходилось видеть большие кремнёвые желваки весом в десятки килограммов. Они были вымыты дождевыми и талыми водами из толщи писчего мела. В окрестностях же Кременчуга подобных кремненосных пластов нет. Немногочисленные кременчугские кремни приурочены к рыхлым отложениям, образовавшимся вследствие таяния древнего ледника.

Исследованиями современных краеведов-историков было доказано, что название города Кременчуг (Кременчук) произошло от татарского слова «керменчик», что означает «небольшая крепость». В ХIII-XIV веках здесь хозяйничали крымские татары, и, якобы, они построили небольшое укрепление для защиты удобной переправы через Днепр. Во второй половине XVI века поляки (Украина тогда входила в состав Речи Посполитой) построили здесь свою крепость для защиты своих юго-восточных рубежей от набегов крымских татар. Крепость получила название «Кременчук». Возможно, старый татарский топоним «керменчик» был бы отброшен новыми хозяевами этой местности, если бы не её замечательная особенность – многочисленные скальные выступы по берегам и в русле Днепра, которые в то время именовали «кремнями» (согласно одной из легенд). Слово «кремень» в те времена в просторечии, видимо, было синонимом слова «камень», и по смыслу приближалось к современному пониманию слова «скала». Именно благодаря днепровским «кремням» старый татарский топоним не был забыт и был приспособлен к славянскому уху. «Керменчик» превратился вначале в «Кременчик», а затем в «Кременчук» и «Кременчуг». Тот, кто окрестил новую крепость Кременчуком, вероятно, вкладывал в это название ещё такой смысл: «Кременчук» – значит, «сын кремня, скалы», воплощение твёрдости и несокрушимости. Именно такими качествами должна была быть наделена новая пограничная крепость.
Однако в геологическом понимании скальные выступы в русле и по берегам Днепра сложены вовсе не кремнем, а гранитами и породами, близкими к ним по составу и происхождению. Почему именно у Кременчуга эти породы проявляют себя таким образом расскажу в следующей статье.

Автор: Дмитрий Коваль

Exit mobile version