Кременчугский музей истории авиации и космонавтики

Если Вы , желаете помочь в создании музея истории аиации финансово или личным участием, хотите участвовать в поисково-исследовательской работе,  располагаете какой –либо информацией о выпускниках довоенного аэроклуба, о летчиках имеющих отношение к Кременчугу, хотите передать в качестве экспонатов любые предметы имеющие отношение к авиации 

ПИШИТЕ :  bishenko1952@gmail.com   ЗВОНИТЕ: 050-757-90-93 Бышенко Анатолий Николаевич

»

Гридинский Александр Иванович

Гридинский Александр Иванович

14.09.1921 - 07.06.1944

Гридинский Александр Иванович – заместитель командира эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, гвардии лейтенант.

Родился 14 сентября 1921 года в городе Шацк Рязанской области в семье служащего (бухгалтера) железной дороги. Русский. По причине частых переводов отца семья жила на разных железнодорожных станциях: Шацк, Нижнее Мальцево, Сасово, Алма-Ата. Окончил неполную среднюю школу и алма-атинский аэроклуб.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1942 года.

Начал Гридинский боевую деятельность на Калининском фронте. Особенно отличился в период наступления советских войск в декабре 1942 года.

20 декабря 1942 года эскадрилья Пошивальникова получила приказ уничтожить укрепления противника у города Великие Луки. 8 «илов» встретил вражеский зенитный огонь. Звено Гридинского вызвало на себя всё «внимание» гитлеровских зениток. Несколько раз спикировав на позиции противника, звено меткими очередями из пушек и пулемётов разбило 3 батареи. Тем временем остальные лётчики справились с основным заданием, и вся группа без потерь возвратилась на аэродром.

Нелегко складывались бои за освобождение города Белый. Несмотря на ненастную погоду, Гридинский ни разу не вернулся с боевого вылета ни с чем: пополнял счёт уничтоженных фашистов, их техники, приносил ценные разведданные. К концу 1942 года он имел в своём активе 50 боевых вылетов, уничтожил 3 зенитные батареи, 9 танков и самоходных орудий, 32 автомашины, 4 бензоцистерны противника, заслужил 3 благодарности командования.

Летом 1943 года 144-й гвардейский штурмовой авиаполк в составе Степного фронта участвовал в Курской битве. 27 июня 1943 года при вылете на штурмовку гитлеровской танковой и автомобильной колонны в 40 километрах юго-западнее города Белгород на последнем заходе самолёт командира эскадрильи Пошивальникова получил повреждения и, загоревшись, приземлился. К нему двинулось сразу несколько фашистских танков. Гридинский приказал другим лётчикам прикрыть место посадки, а сам ринулся вниз на выручку. Самолёт Гридинского с раненым командиром на борту начал разбег почти под самым носом гитлеровских танков. Поблизости разорвалось несколько снарядов, на Гридинский уже набрал высоту.

Осенью 1943 года Гридинский принимал участие в боях на Днепре. Однажды ему удалось уничтожить вражескую переправу через Днепр в районе города Кременчуг. Звено Гидинского сымитировало налёт, спровоцировав погоню «мессершмиттов», а Гридинский тем временем со стороны солнца «свалился» на переправу и разметал её вдребезги. Звено без потерь вернулось на аэродром, правда, получив немало новых пробоин в машинах.

В другом вылете звено Гридинского увидело, как мощные силы гитлеровцев штурмуют небольшой плацдарм, завоёванный на западном берегу Днепра. Немедленно «илы» пошли в атаку. И вот уже загорелись 2 гитлеровские машины, полетели колёса от орудия, залегла фашистская пехота. А в это время одна за другой от левого берега отрывались лодки, спеша на помощь героическим защитникам плацдарма. Едва враг, заметив лодки, попытался возобновить атаку, снова на них свалилась с неба «летающие танки». Сколько жизней братьев-пехотинцев сохранили тогда штурмовики звена Гридинского!

При окружении и уничтожении противника в Корсунь-Шевченковском котле Гридинский совершил со своим звеном 18 боевых вылетов. 4 раза громил вражеские аэродромы, лично уничтожил 5 транспортных самолётов и 3 бомбардировщика Ю-84, 7 танков, 12 автомашин, подавил огонь 5 артиллерийских орудий крупного калибра.

В марте 1944 года войска 2-го Украинского фронта вышли к Днестру. 144-й гвардейский авиаполк, в котором Гридинский был уже заместителем командира штурмовой эскадрильи, перебазировался на полевой аэродром близ молдавского села Малые Пиструены. Готовились к предстоящим боям.

7 июня 1944 года на самолёт Гридинского поставили новый мотор, и он поднялся в небо, чтобы облетать его. Вдруг со стороны солнца появились 4 «мессера», наведённых на аэродром. Одинокий «ил» кинулся в атаку. Умело маневрируя, Гридинский сумел сбить одного «мессера», но очереди других настигли его. Самолёт Гридинского упал на краю аэродрома… Другие самолёты на аэродроме остались нетронутыми…

Александр Иванович Гридинский похоронен в селе Распопены Резинского района республики Молдавия.

Минули годы, десятилетия. Но сослуживцы А.И.Гридинского не забыли своего однополчанина. По крупицам они систематизировали его боевой путь. Наградной лист получился внушительным. За неполных 2 года на фронте Гридинский совершил 156 боевых вылетов, спас жизнь своему командиру, лично уничтожил 20 самолётов противника, 35 танков, 3 зенитные батареи, 90 автомашин, 4 бензоцистерны с горючим, переправу через Днепр. Однополчане обратились к главнокомандующему ВВС с просьбой поддержать ходатайство о присвоении Гридинскому звания Героя Советского Союза. В канун празднования 20-летия Победы их старания увенчались успехом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Александру Ивановичу Гридинскому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Именем Гридинского названы улицы в городах Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области и Шацке Рязанской области.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Биография предоставлена Валерием Воробьевым

Анатолий Бышенко

Если Вы , желаете помочь в создании музея финансово или личным участием, хотите участвовать в поисково-исследовательской работе,  располагаете какой –либо информацией о выпускниках довоенного аэроклуба, о летчиках имеющих отношение к Кременчугу, хотите передать в качестве экспонатов любые предметы имеющие отношение к авиации 

ПИШИТЕ :  bishenko@vizit-net.com

ЗВОНИТЕ: 050-757-90-93

обсуждение статьи на форуме

Пользовательский поиск

 

Инструкция как комментировать


Кременчуг