» Вторая мировая война в Кременчуге

Воспоминания Кременчужан о войне
9
Всего: 264, Категорий: 16, Просмотров: 887219
Бронепоезд Маршал Буденный

Командир - капитан Яблонский.

Начал строиться на Полтавском паровозостроительном заводе в июле 1941 г. Постройку санкционировал главнокомандующий войсками Юго-Западного направления Маршал Советского Союза С.Буденный. 20 июля 1941 г. Буденный приказал начальнику Полтавского паровозоремонтного завода Т.Гаевому изготовить на предприятии бронепоезд. Формирование команды для него поручили начальнику Полтавского тракторного училища полковнику Садовскому.
14 августа 1941 г. полковник Садовский приказом по училищу объявил об окончании постройки бронепоезда № 1, которому присваивалось имя "Маршал Буденный" и в команду которого зачислялось 104 человека.
Вооружение каждой бронеплощадки бронепоезда состояло из двух 76-мм пушек Лендера и 6 пулеметов ДТ - четырех бортовых и двух в артиллерийских башнях.

Село Килиберда под Кременчугом. Форсирование Днепра

Война оставила свои раны не только в сердцах тех, кто ее прошел, тех, кто выжил. А и в сердцах подрастающего поколения, тех, кто все видел, но ничего не мог изменить, тех, кто в одночасье стал взрослым, и в свои 10 лет видел более, чем мы ныне живущие за всю жизнь.
 
Владимир Григорьевич Голуб родом из Келеберды. Когда началось форсирование Днепра, ему было всего 11 лет, однако то, что он увидел, будучи маленьким мальчуганом, осталось в его памяти навсегда. Тайком от близких мальчик убегал из дома и прятался в камышах, чтобы наблюдать за боем на Днепре. В канун годовщины той страшной битвы, Владимир Григорьевич поделился с нами своими воспоминаниями:

Почти всю войну я прослужила в одной части. Менялись названия: эвакогоспиталь, полевой подвижной, терапевтический полевой подвижной, но номер оставался тот же: 2031. Госпиталь был нашим домом, нашей семьей. Война многого нас, 18-летних, лишила, но многому научила. О тех давних, но незабываемых днях странички моего дневника.

Декабрь 1943 года, Кременчуг.

Вчера налетели немецкие само­леты. Ухают зенитки. Мы в ваго­нах, лежим на нарах. Возле печки-буржуйки греется дневальный. Где-то рвутся бомбы. Одна, дру­гая, третья... Над городом «рамы» навесили фонари. Светло как днем. Снова слышно прерывистое урчание самолета. Новый заход «юнкерсов».

Кременчуг совершенно разру­шен. Целые кварталы — груды развалин. Негде госпиталь в горо­де развернуть.

Переехали на правую сторону Днепра — в Крюков. Госпиталь разместили в школе,— кажется, самом просторном здании города. Застеклили разбитые окна, выме­ли мусор, помыли полы. Девочки снова — в который уже раз!— на­водят госпитальный уют.

В течение первой половины дня 2 октября наши разведчики наблюдали движение вражеских солдат, а фашистская артиллерия вела методический огонь по левому берегу в районе намечающейся переправы полка. Все мы горели желанием как можно быстрее достичь правого берега Днепра, окончательно отбросить от него врага.

Наш полк действовал в первом эшелоне дивизии. Мы, конечно, понимали, что форсирование такой реки, как Днепр, дело очень рискованное, но приказ есть приказ, его надо выполнять. Первыми севернее Власовки в ночь на 3 октября преодолели Днепр на рыбачьих лодках и плотах автоматчики нашего полка, Но основным силам полка в ту темную ночь достичь правого берега не удалось. Под бешеным огнем противника они, преодолев глубоководное судоходное русло Днепра, добрались лишь до слегка поросшего кустарником безымянного острова с отметкой 65,5, отделенного от правого берега реки практически преодолеваемой вброд протокой. Забегая вперед, скажу, что этот остров, когда бойцы на нем осмотрелись, оказался похожим по своей конфигурации на армейскую каску. И потому в боевых донесениях за ним так и сохранилось название — остров Каска.

Страница 5 из 5 «  1 2 3 4 5