» » Парки и скверы Кременчуга

Средняя школа № 19

В 1920 году между улицами Веселой (ныне улица 1905 года) и Суворовской (современная улица Софиевская), Алексеевской (ныне улица Шевченко) и Приютской (современная улица Горького) на бывшей Учебной площади, которая была обустроена согласно плану 1803 года для проведения военных учений и парадов, был разбит сквер. В его центральной части в конце 1930-х годов построили трехэтажное здание СШ № 4 на 880 учеников, и сквер, по сути, превратился  в школьный.

Сквер возле дворца культуры КрАЗ в Кременчуге

В нагорной части Кременчуга, квартал № 188, рядом с дворцом культуры комбайнового завода (в 1952 году - Мостового завода, сейчас ПАТ «АвтоКрАЗ»), весной 1957 года был высажен сквер площадью 2 га. Его проект и обустройство было выполнено силами завода. Сначала он представлял собой насаждения фруктовых деревьев, огражденных забором. После, на его территории установили карусели, где детворе можно было развлекаться. При входе находился павильон , где продавали соки, воду, морожено. Сквер сразу понравился заводчанам. Ведь в большинстве они и жили в этой части Кременчуга, и досуг проводили тут.

Земской сквер в Кременчуге

В 80-е года XIX века напротив здания Поветового земства, которое находилось на углу улиц Еленской (ныне Ивана Мазепы) и Малой Мещанской (ныне Коцюбинского), с бока Соборной площади был обустроен Земской сквер. Среди мероприятий, проведенных для улучшения благоустройства Кременчуга в период с 1872 по 1885 года, указано про создание этого сквера. Про точную дату основания документов не найдено. Установить ее можно приблизительно, с помощью непрямых сведений. В приватной коллекции В.В.Антипова сохранились фото и почтовые открытки с видами дореволюционного Кременчуга. На фото из альбома «Кременчуг: Наводнение 1877 года» с изображением Соборной площади и здания Земства по улице Еленской сквер отсутствует. На почтовой открытке «Уездный съезд. Поклон из Кременчуга» Издательство Книжный магазин Амчиславского и Блюма, Кременчуг №26. 1901 года, видна часть сквера с деревянной оградой, кустами и деревом, возраст которых не старше 15 лет. Скорее всего, сквер был заложен в последний год отчетного периода – в 1885 году.

Железнодорожный сад «Общества трезвости» в Кременчуге

Из воспоминаний В.С.Макаренко(родной брат А.С.Макаренко), известно, что в 1910 году в Крюкове открылся железнодорожный сад «Общества Трезвости», который не сохранился.  Старый заброшенный сад по улице Херсонской, который еще называли «Цыганский сад», находился напротив усадьбы священника Федора Архангельского (территория современного парка «Крюковский» по улице Ивана Приходько), привели в порядок. 

Первые скверы Кременчуга

Авторы: Музыченко Н.В. и Соколова И.М.

Вопросами озеленения мест общего пользования занимался садовый комитет, созданный при Городской думе в 1819 году. Сначала его заданием было благоустройство Городского сада к приезду царя Александра I. Позже за зелеными объектами Кременчуга заботилась специальная садовая комиссия при Городской  думе. В 1913 году комиссию возглавлял О.Т.Богаевский. Он выступал с проектом обустройства сквера на острове, ближайшем до пароходных пристаней, с  целью увеличения «гигиенических мест отдыха». Правда, этот «маниловский» проект который предусматривал соединение с островом за счет электрической тяги был полностью раскритикован.

Штабной сквер в Кременчуге

В конце XIX века городская дума под давлением общественности разбивает на Скатной площади перед госпитальными зданиями сквер, который в память о Главном штабе называется Штабным. Незадолго до начала первой мировой войны в центре сквера вознамерились соорудить памятник царю-освободителю Александру II. Ранней весной 1914 года при проведении земляных работ на берегу Днепра в районе пристаней была сделана сенсационная находка – на глубине примерно полтора метра на деревянном настиле лежали четыре одинаковые чугунные крепостные пушки XVII столетия. На месте находки сразу оказался лучший фотограф города Тагрин, который заснял орудия. Через день были найдены ещё восемь пушек, вновь бережно уложенные на деревянные подмостки и покрытые густым слоем масла.