»

Столетие Покровской церкви в Каменных Потоках

Столетие Покровской церкви в Каменных Потоках

Исторические памятники Украины являются общечеловеческими достижениями европейской цивилизации и могут стать настоящим источником духовного обновления украинского общества. Но к сожалению, современное поколение через развитие общественных благ цивилизации: телевидение, глобальная сеть Интернет, все меньше обращает внимание на свою историю и религиозную жизнь. 

Большое количество религиозных объектов Украины были разрушении после прихода к власти большевиков. Уверенные в победе социалистического общества, в котором нет места религии, в течение 1917-1918 годов советская власть фактически начала «войну с религией».  




VIII съезд РКП (б), который состоялся в марте 1919 года, начал планомерное наступление на религию и церковь. В программу партии съезд включил тезис о необходимости борьбы с религией, которая на практике толковалась как основа для просмотра и ревизии зафиксированной в конституции свободы совести. Вскоре при ЦК большевистской партии было образовано антирелигиозную комиссию, которая планировала и организовывала борьбу с религией и верующими на всей территории страны. Аналогичные комиссии создавались и на местах. В состав комиссии, как правило, входили люди, которые не разбирались в специфике религии. 

Покровская церковь в Каменных Потоках - один из немногих типичных храмов Кременчугского района, которым удалось пережить страшные времена разрушения святынь Церкви Христовой. Храм посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова особенно почитался украинским казачеством, а также украинскими крестьянами, поскольку село было казацким. 

Свято-Покровская церковь в Каменных Потоках известна с 1692 г. Тогда она была деревянной, а впоследствии сгорела во время грозы [1, с. 14]. С тех пор церковь несколько раз перестраивалась и была в конце концов разобрана только в начале ХХ века. Строительство кирпичного храма Покрова Пресвятой Богородицы было завершено в 1913 году. В те времена храм был крупнейшим в районе [2, с. 183] 

Строительство церкви началось в 1910 году в так называемом «новом русском» стиле. Храм в плане - крестово-купольный, с одним куполом, над притвором - колокольня. Фундамент состоит из тесаных каменных блоков, которые брали с местных разработок, стены из красного кирпича [4, с. 52]. Храм не был расписан. Не успели, потому что началась Первая мировая война

Достоверно можно сказать, что храм в воскресные дни был заполнен прихожанами. Жители поселка выделялись благочестием и искренней верой. Они не просто обычно посещали храмы Божии. Родители, которые не были на богослужении, по поводу болезни, расспрашивали детей,  что читали из Апостола, из Евангелия, какую Херувимскую пели и т. д. То есть, украинские крестьяне были искренни в своей вере. Поэтому, наверное, и приход был действующим до середины 30-х годов. 

Проблемы с властями начались после того, как русские большевики под руководством Ленина подчинили себе Украину и начали борьбу с религиозной жизнью населения. В 1922 году Ленин приказал собрать ценности из церквей и синагог. Духовные ценности конфисковывали под прикрытием голода. Но эти ценности в действительности нужны были Ленину для укрепления власти большевиков. 

О ходе конфискации ценностей регулярно сообщали московские большевистские газеты «Известия» и «Правда». В этих газетах часто печатались события из Кременчуга, в которых сообщалось о том, что местное духовенство сопротивлялось и препятствовало изъятию ценностей. 

Так, например, в одной из известий сообщалось, что когда священнослужителей пригласили на одно из заседаний комиссии по изъятию ценностей, они сообщили, что ничего против не имеют и готовы помочь голодающим, но они этого сделать не могут, потому что нужно спросить разрешения у владыки на передачу ценностей. Но большевиков такой ответ не устроил. И они, вместо того чтобы созвать собрание прихожан церквей для решения вопроса, обратились к рабочим Кременчуга, натравливая их на святые храмы. 

Так, например, собрание рабочих электростанции приняло решение: «Мы даем строгий приказ своим представителям в городской администрации, чтобы срочно были воплощены в жизнь решения ВЦИК об изъятии церковных ценностей». Подобные резолюции были приняты рабочими табачной фабрики, металлургического завода и другими предприятиями. После чего началось принудительное изъятие духовных ценностей из церквей. 

В газете «Правда» от 8 мая 1922 года сообщалось, что в Полтавский губернский финансовый отдел было передано около 54 пудов серебра и других ценностей. В последующих изданиях большевистской «Правды» напечатали: «Из Кременчуга сообщают, что в течение трех дней из местных церквей изъято более 25 пудов различных ценностей». В те дни была ограблена и церковь в Каменных Потоках. 

В результате разрухи, вызванной гражданской войной, грабежом украинской земли оккупантами, неурожая, Украина вступила в тяжелый 1922 год. Международные благотворительные организации оказывали в 1922 году большую помощь страдающему народу. 

Военной силой, репрессиями, голодомором, лицемерной идеологией большевики укрепили свою власть в Украине, а потом объявили войну различным религиям. Так, по «просьбам трудящихся», органами советской власти были закрыты православные церкви. 

Покровскую церковь в Каменных Потоках закрыли в 1935 году, потому что «великим правителем» Иосифом Сталиным была объявлена безбожная пятилетка. По приказу местных органов социалистической власти был демонтирован купол и разрушена колокольня. 

1937-1938 годы пронеслись «черным ураганом» по Украине. Среди многочисленных жертв сталинского большевистского режима насчитывается большое количество священнослужителей. Большинство из тех, кто попал в большевистские тюрьмы, были представителями бывшего духовенства. Большое количество служителей религиозных культов были репрессированы в 1937 году, а те, кто остались на свободе, работали в различных отраслях народного хозяйства, или же были безработными. Однако и это не спасло их от «карающего меча» сталинских палачей. Почти все они оказались в стенах карательного органа большевистской партии. Единственным поводом для их ареста была их принадлежность к церковным служителям. Большевистские каратели подвергли издевательствам и уничтожению сотни людей только за причастность к религии. 

Священника села Каменные Потоки Кременчугского района Килиянчук Степан Васильевич был арестован 24 октября 1937 года. 1 декабря 1937 года был расстрелян [5, с. 92-108]. 

Церковная жизнь возродилась во времена немецко-фашистской оккупации. Во время Великой Отечественной войны, когда оккупанты заняли город Кременчуг, по просьбе местных жителей, было разрешено в 1942 году в Покровской церкви править службу. Храм, опустошенный, лишенный купола и колокольни, снова был наполнен прихожанами. За недолгое время люди принесли то, что уцелело: иконы, книги, сосуды. 

С тех пор до 1957 года в церкви молились верующие. В 1957 году советская власть снова «повесила замок» на церковные двери. 

С конца 50-х годов в Советском Союзе разворачивается еще одна антирелигиозная компания, направленная на закрытие большинства действующих церквей. 

После закрытия храма в 1961 году, все имущество церкви было конфисковано, часть находилась в музее атеизма, находившегося в храме, но впоследствии исчезла, сохранилось лишь напрестольное Евангелие XVIII столетия. В 1975 году в этом помещении был организован сельский клуб. Поскольку старый глиняный клуб развалился, в помещении церкви демонстрировали советские фильмы [6, с. 73-74]. 

23 октября 1983 года в помещении церкви был открыт Каменопотоцкий общественный музей научного атеизма. Первым директором музея был назначен учитель истории Верган Иван Павлович. 

Наступили времена горбачевской перестройки. Коммунистическая партия теряла свою власть. В обществе все больше и больше завоевывала позиции демократия. И в 1989 году верующие села образовали церковную общину, а на собрании крестьян приняли решение об открытии в церкви службы Божьей. В начале 1990 года, решением сельской общины был закрыт музей атеизма, а здание было передано религиозной организации [5, с. 57]. 

Несмотря на препятствия, отказ, промедление со стороны местной власти, община Покровской церкви была зарегистрирована органами государственной власти 25 декабря 1992 года, как община Украинской православной церкви Московского патриархата под номером 462. После государственной регистрации Свято-Покровской церкви было передано помещение храма. Общину составляли прихожане 40-50-х годов, устойчивые, трудолюбивые люди. Они сразу начали реставрацию храма. Собирали средства, неутомимо работали над внешним и внутренним видом церкви. Сразу появился свой хор. И с назначением первого настоятеля - священника Ивана Коростыля молитвенно-евхаристическое жизнь прихода наладилась. За первый год был сделан ремонт, построен иконостас, зазвонили новые колокола, приобретенные в Москве. 

После Вознесения Господня, в 1992 году, настоятелем церкви был назначен священника Сергея Панчука. За последние годы храм кардинально изменился. Был создан резной иконостас, резные киоты, синь и клирос. В 1994 году был отстроен купол, а в 1995 году - колокольня. В 1998 году началось строительство церковного дома, который вместе с храмом создал гармоничный ансамбль [3, с. 145-148]. В 2011-2012 гг был отреставрирован внешний фасад церкви, заменены старые деревянные двери и окна, проведены работы по декоративному оформлению двора.

Конечно, перечисленные выше восстановленные и строительные работы были бы невозможны без помощи благотворителей. В разные годы различные предприятия и лица помогали приходу. 

При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, где прихожане могут повышать свой духовный уровень, есть ясельная группа для малышей. Священники прихода занимаются детьми, отбывающих наказание в Кременчугской воспитательной колонии, придают им моральную поддержку и проводят воспитательную работу. 

11 октября 2013 года Свято-Покровская церковь в селе Каменные Потоки отметила свое 100-летие. Празднование продолжалось три дня - 11, 13 и 14 октября, до Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой назван храм. Праздничная Программа включала следующие мероприятия: 

• в городском Дворце культуры Петровского в Кременчуге была организована выставка работ воспитанников воскресной школы; 

• был проведен концерт по случаю 100-летнего юбилея Свято-Покровской церкви; 

• 14 октября приход отметила храмовый праздник; 

• в День Покрова Пресвятой Богородицы, в самой церкви в Каменных Потоках отслужили молебен, провели литургию, крестный ход и трапезу. 

Прихожане всегда с искренней радостью и гостеприимством встречают гостей.

 

Автор: Гузий Татьяна Николаевна

Источник: «Кременчуцький край у контексті історії України» 2013 год

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бучневич П. Кременчуг и посад Крюков / П. Бучневич. – Полтава : Изд-во Полтавского губ. стат. комитета, 1891. – С. 28. 

2. Города России в 1910 году. – СПб. : ЦСК, 1914. – С. 444.

3. Лушакова А. Н. Улицами старого Кременчуга / А. Н. Лушакова, Л. И. Евселевский. – Кременчуг : Кременчук, 2001. – С. 213. 

4. Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год. – Полтава, 1912. – С. 228. 

5. Твердохліб М. Ф. Село Кам’яні Потоки на «Чорній Дошці». 1932-1933 Голод. Книга меморіал / М. Ф. Твердохліб. – Кременчук, 1998. – С. 208. 

6. Шемет П. Г. Держава і Церква на Полтавщині за радянської доби / П. Г. Шемет, П. Т. Тронько. – Полтава, 2002. – С. 252.